Как стать
организатором на фестивалях

Сложно ли в России организовать музыкальный фестиваль? Что делать, если в последний момент приходится все переносить на другую площадку? Как работать со спонсорами? Об этом мы вместе с Miller Alcohol Free узнали у Вячеслава Костяхина, сооснователя компании m_division и организатора фестиваля Gamma.

Начало карьеры

Мы начали с вечеринки для себя и друзей, собрали 300 человек. Вдохновившись этим, решили провести летний фестиваль. Подвела погода, пришло меньше людей, чем мы рассчитывали. Проект ушел в минус, но это подстегнуло двигаться дальше. Мы проделали работу над ошибками, нашли большой промышленный ангар и стали собирать вечеринки на 2–3 тысячи человек. Так началась история m_division. Наша команда осела в Петербурге — нам больше нравилась местная публика, атмосфера и отношение к клубной культуре. Этот город был когда-то столицей русского рейва.

Рынок маленький, а конкуренция высокая. Поэтому, когда мы появились в Петербурге, кто-то нас поддержал, а кто-то нет, и тусовка в первый год не воспринимала нашу деятельность. Мы же ориентировались на людей, которые ценят качественный музыкальный контент, поэтому собирали свою аудиторию с нуля. Только после полутора лет мы донесли до всех, что делаем, и отношение к нам поменялось.

Как найти площадку для фестиваля

Наша специфика в том, что мы почти не работаем на подготовленных площадках. Ищем объект с исторической ценностью: бывшая судостроительная верфь, которая 30 лет стоит без жизни, механический завод XIX века, на котором выпускали вооружение, или Первый императорский пивоваренный завод, основанный в 1795 году.

Поиск места — пожалуй, одна из наиболее сложных задач. Оно должно подходить по требованиям безопасности, инфраструктуре вокруг, транспортной доступности и соответствовать атмосфере мероприятия.

Территория может находиться в залоге у банка или уже готовиться под застройку очередного жилого комплекса или торгового центра. А может, она досталась в 90-х человеку, который сдает ее в аренду по кускам или просто не знает, что с ней делать.

Поиск места — пожалуй, одна из наиболее сложных задач

После этого начинаются переговоры с властями — со всеми инстанциями, которые участвуют в согласовании массовых мероприятий: МЧС, МВД и так далее. Если площадка принадлежит частному лицу, то это носит более уведомительный характер, а если городу, то включается еще больше всяких процедур.

Организация мероприятия

Четкой формулы, сколько артистов и какого калибра приглашать, конечно, нет. Может, такую и стоило бы вывести, но не хочется математикой убивать душу проекта. Лайнап мы формируем исходя из своих пристрастий: зачастую некоторых наших артистов никто не знает, но это всегда хорошие музыканты. Не помню, чтобы кто-то из них «не зашел».

Может, и стоило бы вывести формулу, сколько и какого калибра артистов приглашать, но не хочется математикой убивать душу проекта. Лайнап мы формируем исходя из своих пристрастий.

В 2009 году мы прибегали к разным способам рекламы: и радио, и наружной, и афиши расклеивали, и флаеры раздавали. Сейчас все ушло в диджитал-среду, в основном это соцсети и работа со СМИ. В Петербурге хорошо работает «ВКонтакте», а Москве больше подходит Facebook.

Сейчас у нас есть правило: если партнерской поддержки нет, крупный проект не делаем — это заведомый минус. Лет пять назад я услышал от организатора крупного европейского фестиваля слова, которые запомню навсегда: «Не ищите спонсоров, просто сконцентрируйтесь и сделайте классный проект для людей — тогда спонсоры сами выстроятся к вам в очередь».

Дополнительные бюджеты, чего скрывать, увеличивают возможности. Обратная сторона в том, что, получив бюджет, ты получаешь и обязательства. А желания спонсоров не всегда укладываются в философию фестиваля.

Как готовят площадку

Мы работаем на площадке как минимум два месяца перед тем, как двери откроются. Это десять менеджеров, порядка 100 волонтеров, еще 100–150 работников всех технических служб, монтажников, строителей.

Сначала мы гуляем по локации и распределяем все точки на карте будущего фестиваля. Потом начинается очистка территории. Тут все зависит от состояния площадки — бывало, мы целый месяц мусор вывозили. После этого можно строить фестивальные объекты — увы, рамки бюджета всегда ограничивают фантазию. Мы стараемся задействовать артефакты, которые остались на территории — так, в 2016 году на судостроительной верфи нам досталась лодка.

Организатор крупного европейского фестиваля сказал мне: «Не ищите спонсоров, просто сконцентрируйтесь и сделайте классный проект для людей — тогда спонсоры сами выстроятся к вам в очередь»

Примерно за неделю до открытия на монтаж заезжают прокатчики и начинают застройку основных конструкций, прокладку силовой линии и так далее. Все детали начинают окончательно проявляться только за пару дней.

Примерно за сутки до открытия дверей команда уже в сборе. Начинается расстановка всех служб по местам, и наконец-то стартуют бессонные выходные.

Сложности

Риски на каждом шагу. Можно не обращать на них внимания и жить в розовых очках, но моя роль в m_division как раз в том, чтобы критично оценивать ситуацию. Может не прилететь артист. Может не доехать из другого города оборудование, потому что у машины пробило колесо. Из-за этого может слететь тайминг. Случиться может все что угодно.

Два года назад на Gamma были жалобы на шум и требования убавить звук. Мы убавили, а на второй день, чтобы точно никому не мешать, просто перенесли все на другую площадку. Как от таких рисков застраховаться? Найти место, максимально удаленное от жилья. Ведь ты можешь работать в рамках допустимых норм и все равно кому-то мешать.

Было и так, что за восемь часов до фестиваля собственники территории говорили, что мы не можем на ней работать — а все уже было построено. Удивительно, но за это время мы смогли перенести проект и он все-таки состоялся. Получилось так, что нам помогли наши на тот момент основные конкуренты, у которых была готовая стационарная площадка. Она была меньше по вместимости, чем нужно, но других вариантов не было. Пришлось здорово прокачать навыки переговоров, а в итоге это был один из лучших наших фестивалей. С хозяевами площадки мы с тех пор больше не конкуренты.

За восемь часов до фестиваля собственники территории сказали, что мы не можем на ней работать — а все уже было построено. За это время мы смогли перенести проект и он все-таки состоялся.

Share Share Tweet

Читайте также: