Как все устроено: Электронный музыкант

Arty рассказывает о подводных камнях в профессии

Все лето мы совместно с людьми из музыкального бизнеса разбираемся, как устроена жизнь больших фестивалей. В этом выпуске Arty рассказывает, как стать продюсером танцевальной музыки, нужно ли для этого переезжать в другую страну и какой должна быть ваша команда.

Как становятся электронными музыкантами

2006–2007 год, мало кто понимал, как себя продвигать. Мой друг рассказал, что у лейблов есть демоящики и почта A&R-менеджеров: «Пиши, если они послушают трек и им понравится, то подпишут». Быстрый интернет у меня появился в 2008 году, и это кардинально изменило мою жизнь. Я искал контакты, отправлял треки, у меня была рассылка на 100 лейблов. Ни один из них мне не отвечал. Но прошло несколько месяцев, и Enhanced решил выпустить мой релиз.

Когда тебя поддерживают звезды, лейблы меняют отношение к тебе. Спрашивают у тебя треки, которые ты хочешь выпустить. Или предлагают сделать ремикс на трек их артиста.

Трек прозвучал в радиопрограммах больших диджеев — Армина ван Бюрена, Пола ван Дайка. Когда тебя поддерживают звезды, лейблы меняют отношение к тебе: спрашивают у тебя треки, которые ты хочешь выпустить, или предлагают сделать ремикс на трек их артиста. Если все идет хорошо, люди хотят не только слушать твою музыку в сетах других диджеев, но и видеть лично тебя в клубах или на фестивалях. Так появляются предложения от букинг-агентств.

Как сочиняют музыку и выступают

Музыка рождается в голове, затем ты переносишь идеи в свою рабочую программу. Набрасываешь на синтезаторе мелодии и звуки. Программ множество, все они доступны. Что касается выступлений, можно быть классическим диджеем — у тебя есть USB с музыкой, ты вставляешь его в деку и сводишь треки. Есть другие варианты — когда люди ставят контроллеры и драм-машины, все это запрограммировано, но при этом они играют музыку вживую, поют — и это уже больше похоже на выступление поп-группы. Некоторые бросают в толпу торты и катаются по зрителям в надувной лодке — для меня это перебор. Я нейтрально к этому отношусь, это часть бизнеса и формат музыканта, но у меня немного другой подход. Я исполнитель с классическим образованием, для которого важно, как музыка подается людям.

Нужно ли уезжать за границу

Если ты думаешь о карьере музыканта, который просто пишет и издает музыку, то это можно делать и в России. 15 лет назад участники Swedish House Mafia летали на Ибицу каждую неделю и пытались вручить диджеям диски, которые они записывали дома. С развитием интернета проблем с коммуникацией с лейблами больше нет.

Но 80 % моих гастролей — в Америке. До 2013 года я много мотался между Россией и США. Мне стало сложно концентрироваться на музыке. Поэтому в конце 2013 года букинг-агентство, с которым я работаю с момента окончания университета, поставило перед фактом: «Тебе нужно в Америку, здесь основной рынок, здесь половина менеджмента». На тот момент я начал писать свой первый альбом, которым сразу заинтересовался американский мейджор-лейбл, и, так как сотрудничество с музыкантами и вокалистами предполагало мое постоянное присутствие в студии, переезд стал просто необходим.

Главный рынок для EDM-музыки

США остаются главным рынком для поп- и танцевальной музыки. Здесь задаются тренды. American Top 40 (радиошоу, на котором каждую неделю 40 самых популярных песен отсчитываются в обратном порядке. — Прим. ред.) — самая мощная вещь, до сих пор ничего важнее нет. Но в плане фестивальных и клубных шоу США уже не основной рынок. Сейчас в Азии тратят на это больше, чем тратят в Америке.

Но, скажем, EDC в Вегасе — по-прежнему пиковый фестиваль лета с самым звездным лайнапом. К таким готовишься особенно, стараешься показать максимум новых треков. Хотя мое самое яркое впечатление — это EDC в Мехико. Я играл на главной сцене, на огромном танцполе собрались 70–80 тысяч человек. В такие моменты понимаешь, почему этим занимаешься и хочешь достичь еще больших высот.

В конце 2013 года букинг-агентство, с которым я работаю с момента окончания университета, поставило перед фактом: «Тебе нужно в Америку, здесь основной рынок, здесь половина менеджмента»

Команда музыканта

В моей команде есть day-to-day-менеджер. Он выполняет ежедневные задачи: удостовериться, что контракт подписан, мастер-файл и ремикс готовы, дедлайн не будет сорван, фотосессия пройдет по плану. Он работает примерно 16 часов в день — это крайне тяжело. Второй менеджер занимается музыкальными вопросами. Например, ищет вокалистов, с которыми мы могли бы поработать, топлайнеров (авторов вокальных мелодий. — Прим. ред.) и музыкантов, общается с лейблами, подписывает песни.

Со мной работают мой основной букинг-агент, его ассистент и владелец агентства. Оно занимается выступлениями в Северной и Южной Америке. Плюс Европой занимается отдельное европейское букинг-агентство, а еще есть азиатский букинг-агент. Еще есть адвокат, финансовый менеджер и маркетинг- и пиар-команда.

На чем зарабатывают электронные музыканты

Основной доход приносят концерты. Отчисления от Spotify — это примерно 4–5 тысяч долларов за миллион прослушиваний. Соответственно, 100 миллионов прослушиваний могут тебе принести примерно 500 тысяч долларов. Звучит неплохо.

Только над синглом ты работал долго, а еще им занималась большая маркетинг-команда, мейджор-лейбл, который вложил в районе 100–150 тысяч в продвижение на разных радиоплощадках.

Как создаются ремиксы

Однажды я услышал песню тогда еще мало кому известной группы London Grammar. Мне понравилось, я нашел этот трек и сделал на него ремикс — у меня даже не было раскладки проекта по дорожкам. Дальше у меня была запланирована студийная сессия в Стокгольме с Axwell, я показал ему сырой ремикс, он ответил: «Ты должен его закончить прямо сегодня». После сессии я вернулся в отель, сел за лэптоп и на следующий день показал готовую версию. Я был уверен, что с лейблом оригинальной песни Ministry of Sound проблем не будет.

Отчисления от Spotify — это примерно 4-5 тысяч долларов за миллион прослушиваний. Соответственно, 100 миллионов прослушиваний могут тебе принести примерно 500 000 долларов.

Но они сказали «нет». Я не понимал причину, ведь другие ремиксы на London Grammar выходили. Я отправил свой ремикс Армину и Above & Beyond, которые играли его в пяти или шести выпусках своего радиошоу подряд. Песню ставили и другие большие трансовые диджеи, это повлияло на точку зрения Ministry of Sound — через два месяца они захотели выпустить этот ремикс.

Как работать с крупными лейблами

Структура мейджор-лейбла очень неповоротливая. Скажем, чтобы очистить права на один трек, нужно пройти через множество инстанций: поговорить с A&R-менеджером, с проджект-менеджером альбома, потом они будут говорить с юристами, с финансовым отделом — в любой этап вовлечено очень много людей. В результате выпуск альбома вместо года занимает два.

Конечно, если лейбл подписывает условно DJ Snake с бешеным авансом (а у него это семизначная сумма), то вся эта машина будет крутиться гораздо быстрее. Потому что они знают, какие деньги вовлечены и какова ответственность — если альбом не сработает, полетит много голов. А бывают и менеджеры, которые будут висеть на шее у рекорд-лейбла, пока не добьются того, что все будет сделано так, как им надо.

Share Share Tweet

Читайте также: