Как устроены световые инсталляции

Директор Sila Sveta Александр Ус — о первых проектах, больших шоу и задачах режиссера

Без инсталляций студии Sila Sveta сложно представить не то что ночную, а общекультурную жизнь Москвы: масштабные вечеринки промогруппы Arma17, фестиваль Outline, мэппинг на здании Большого театра, главном корпусе МГУ, арке парка Горького и где только не. Эти же люди — авторы постоянной инсталляции в Центральном музее ВОВ и светового шоу для Полины Гагариной на «Евровидении». Не так давно компания открыла офис в Лос-Анджелесе, а вместе с ним произошло участие в шоу America’s Got Talent и фестивале Coachella. Один из основателей студии, Александр Ус, рассказал об истории «Силы света», роли «русского рейва» в ее судьбе, классике, роке и своих лучших инсталляциях.

Как попал в бизнес

Никогда не думал, что увлекусь светом. Я был журналистом: писал про машины и перегонял их. Параллельно с этим мечтал снять кино и придумывал для себя различные сценарии. На одной из тусовок в 2005 году я познакомился с бизнесменом Димой Антоновым. Он привез первый световой прибор в Москву — гигантский слайдовый проектор. В тот роковой вечер, когда я увидел огромную проекцию на доме, я был ошеломлен его возможностями и мощностями. Мы продавали их по 700 тысяч рублей.

Я придумал название Sila Sveta, которое мне тогда казалось очень вычурным, но мы были уверены, что нам нужно запоминающееся словосочетание.

Нас нашел режиссер Лев Левинсон и научил, как делать шоу. Когда у нас накопилось 14 приборов, я придумал название «Sila Svetaа», которое мне тогда казалось очень вычурным, но мы были уверены, что нам нужно запоминающееся словосочетание. Сначала мне казалось, что скоро все это в какой-то момент схлопнется. Сомнения подогревали люди из индустрии со словами «да ваш мэппинг — история максимум на год». Очень важным событием для Sila Sveta стало появление партнера в лице Алексея Розова. Он отвечает за продюсирование и финансы. Прошло девять лет, а мы продолжаем расти и развиваться, и, похоже, это надолго. Главное, почаще себя спрашивать, зачем ты все это делаешь. Если ответ: «Деньги», то ты влип. Здесь про другое.

О первых проектах

Первый наш проект — в 2008 году мы засветили Останкинскую телебашню. Начался кризис, заказов не было. Я все бросил и уехал в Индию, где у меня родился ребенок. Тут наступил День города в Москве. У нас снова заказали проекцию на Останкинскую башню и еще на Поклонную гору. Я вернулся в Москву, мы реанимировали все проекторы, на гонорар раздали долги и заработали на новое оборудование. И наступил фестиваль «Круг света».

Мы наняли двух видеодизайнеров и сделали Rapping Mapping, за который получили Гран-при. Манеж сам про себя рассказывал голосом Влади из «Касты» — дом читал рэп. И после этого заказы хорошо пошли.

Также очень важным событием было то, что у «Силы Света» появился партнёр Алексей Розов. Сейчас он отвечает за продюсирование и финансы.

Вторым мощным этапом стало сотрудничество со Stereotactic. Мы сделали мэппинг елки в «Арме» в 2011 году, и он очень круто сработал.

Прошло 9 лет, а мы продолжаем расти и развиваться и похоже это надолго

Сколько это стоит

Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам «Силы света» стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.

О технотеатре и отмене Outline

У хореографа Олега Глушкова был проект на тему танцев и марионеток. Я предложил на главном танцполе несостоявшегося фестиваля Outline разместить огромную марионетку, он согласился сделать ей хореографию. Мне давно хочется сделать технотеатр, чтобы сцена была, актеры. Очень долго выбирали, какая же марионетка должна быть. Разные идеи были, но мы захотели взять болванку, чтобы она ничего не брала на себя, кроме формы. Потом начали изучать кукловодство. Это оказался отдельный мир — как сделать так, чтобы все двигалось, начали изучать механизмы.

Помню, я не поверил в отмену фестиваля. Я был дома тогда, поехал на площадку, перелез через забор мимо полиции чтобы попасть туда.

Мы хотели, чтобы она пошла на танцпол, но это оказалось слишком дорого. Помню, я не поверил в отмену фестиваля. Я был дома тогда, поехал на площадку, перелез через забор мимо полиции, чтобы попасть туда. Мы с ребятами заперлись в ангаре и сняли отчетное видео. Это для нас на тот момент было самое главное — возможность запечатлеть. Мы запустили всю инсталляцию, пока полиция ходила по территории завода.

Как делаются инсталляции

О закрытии «Армы» Абель (сооснователь Arma17 Наташа Абель. — Прим. ред.) мне сказала за полгода и попросила придумать инсталляцию. Мы начали думать над образом. Решили, что «Арму» делают люди, так что надо повесить огромную голову. Мне очень нравится фильм «Метрополис» 1927 года. Там была металлическая женщина-робот, чью голову мы взяли за прототип. Какой-то андрогин — то ли женщина, то ли мужчина, то ли робот, то ли нет. Я решил, что объект должен быть огромным, пять метров, чтобы зрители поражались.

После того как мы все сделали, технический директор «Армы» мне говорит: «Саня, ты промахнулся, я не понимаю, как ее сюда вставить, она слишком большая». А мы потратили большие деньги. Приезжаю, мы как-то ее запихиваем. Наш инженер боялся, что голова упадет. У него была паранойя, пришлось его отправить домой. Он, естественно, спать не мог, звонил постоянно. Мы отвечали: «Все нормально, голова на месте».

Изначально, правда, был другой концепт. Я хотел полностью разрушить стену сзади, на бэке «Армы», построить бутафорскую и ее потихонечку разрушать во время вечеринки, чтобы туда начал просачиваться свет. Нужен был эффект постепенного разрушения и конца света. Нам не разрешили, и мы начали думать, какой образ лучше сделать.

Про «Мумий Тролля» и Бекмамбетова

Мне всегда хочется работать с большими масштабами, в клубах это не получается. Сейчас вот концерт с группой «Мумий Тролль» делаем, и это отдушина. С ним получилась странная цепочка связей. У меня есть друг Юра Колокольников, актер. Как человек, который говорит о том, что любит, он в киношной тусовке рассказывал про Sila Sveta. Это, по-моему, до Бекмамбетова дошло, и он уже посоветовал нас Лагутенко. Илья разделил свой альбом «Морская» на три части по смысловым блокам, которые мне до конца неведомы. Мы хотели, чтобы эта сцена выглядела три раза по-разному. Ты приходишь на концерт, сначала смотришь на одно, потом с помощью кинетики или света у тебя другая картина, потом — раз — третья. Но все же главным объектом стал круг как символ Востока и обложки альбома. А еще круг — такая форма, что в него ни впиши — будет хорошо смотреться.

О задачах режиссера

Во-первых, тебе надо придумать главную идею, а также представить, как шоу будет выглядеть и работать. Далее не поддаваться на провокации и пронести изначальную задумку до конца. Уже во время работы моя задача как режиссера — соединить все между собой. Ты, как дирижер, контролируешь каждую из служб: свет, видео, актеры или музыканты, в зависимости от задачи. Опасно постоянно ходить по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга. Я периодически чувствую это. Творчество — это мышца, которую надо тренировать, поэтому больше, конечно, нравится делать проекты руками. Ты начинаешь с материалом работать, ты становишься практиком.

По большей части мы ремесленники, просто со временем нашли формулу красоты и по ней работаем. Но когда мы работаем в клубах и на фестивалях, достаем своего художника. Это всегда эксперимент, где концовка неизвестна.

О времени воплощения идеи

Идея может формироваться в течение полугода. Бывает, это происходит быстро, а бывает — нужно время, чтобы она созрела. Инсталляции в «Арме» три месяца созревали. С «Мумий Троллем» вышло иначе: у меня есть блокнот с идеями, который я применяю, если есть возможность. Так, с проекционным кругом я давно хотел поработать. Когда уже непосредственно создаешь — дело идет быстрее. У тебя есть кости, нужно, чтобы они обросли мясом. Соответственно, сами разрисовки картинок и создание образов занимает с месяц времени. Третий этап — продакшн, когда дизайнеры отрисовывают все детали и доводят весь проект до конца. Все зависит от размера шоу, но если это часовой концерт — уходит месяца полтора. В итоге — от трех месяцев до полугода, но это растянуто во времени.

О программах, которые нужно знать

Если ты человек-оркестр, нужно знать Adobe Illustrator или Photoshop, где создаются первые скетчи. Затем необходимо освоить 3D-пакет, самая прогрессивная графическая программа — Houdini. Надо уметь моделировать и анимировать. Плюс Adobe After Effects, в котором ты делаешь колористику.

Кроме того, надо уметь пользоваться программами для мэппинга.

На фасаде гостиницы «Украина» в честь ее 60-летия мы использовали 80 проекторов. Их нужно правильно расставить, знать линзы, рассчитать яркость с помощью измерительных приборов. Все это можно сделать в программе, а потом уже физически. Но и этого может оказаться мало, нужно знать световой пульт, с которым программируешь свет.

Опасно ходить постоянно по встречам. Ты становишься менеджером, и меня это раздражает, можешь набрать много заказов, а затем у тебя отключается креативная часть мозга

О необходимых навыках

Дизайнеры приходят в это направление искусства и делают ошибки. В нашем деле нужно мыслить не экраном, а объемом, брать в расчет все вплоть до погоды и настроения публики. Кроме графики, важно понимать материю шоу. Можно сколько угодно навернуть 3D-графики, а эффекта ноль. Нужно режиссерско-театральные навыки иметь.

О стоимости и особенностях площадки

Если ты хочешь сделать инсталляцию, нужно обзавестись друзьями в световом и прокатном бизнесах. Если ты показал свою креативность прокатчикам, у которых есть оборудование, они тебе его дадут. Если в лоб идти, то это очень дорого. То, что мы делаем на Outline, в «Арме», в лоб по сметам Sila Sveta стоило бы иногда десятки миллионов рублей. Мы это делали за другие суммы.

В силу того, что каждая площадка разная (и это одна из особенностей этого бизнеса), невозможно создать прайс, выработать готовую схему. Каждая площадка имеет свои особенности, начиная от места и заканчивая материалами дома.

Share Share Tweet

Читайте также: