Как это устроено: художник и конструктор сцены

Павел Шлямин, художник и конструктор сцены фестиваля Alfa Future People, основатель компании D-conSTRUCTION для совместного проекта с Miller Alcohol Free раскрывает специфику своей профессии.

Как становятся художниками сцены

Моя работа — это и творческие вопросы, и производственные, и финансовые, куда же без них. Я бы назвал это арт-менеджментом. У многих зарубежных компаний прямо есть такая позиция в штате.

Работа у нас очень тяжелая. Мы не надуваем шарики и не украшаем лентами, мы делаем железяки, которые надо складывать кранами

Мои родители из театральной среды, так что я постоянно проводил время в мастерских и чаще видел театр с изнанки. Я и сам получил театральное образование. В начале 2000-х я пришел в шоу-бизнес. Семь лет назад создал компанию D-conSTRUCTION. Вообще же работать я начал с восьми лет, когда помогал отцу в мастерской.

Работа у нас очень тяжелая. Мы не надуваем шарики и не украшаем лентами, мы делаем железяки, которые надо складывать кранами. Нужны ответственность, сила воли, физические навыки, умение не спать и жить в таком режиме. Поверьте, не каждый это выдержит. По уровню стресса и нагрузок это похоже на ловлю трески в Северном Ледовитом океане.

В чем специфика оформления фестивалей

У нас в стране нигде не готовят декораторов-оформителей для шоу-бизнеса. Это проблема. Есть театральные институты, которые готовят прекрасных художников-технологов, но у нас специфика. Театральные декорации более камерные. Поэтому требуют внимательного отношения к фактурам, к проработке элементов — просто потому что они расположены намного ближе к зрителю.

У нас в стране нигде не готовят декораторов-оформителей для шоу-бизнеса. Это проблема

В масштабных декорациях эти технологии не используются, потому что не вызовут никакого эффекта, потерявшись на огромной застройке посреди поля. Не будем забывать про погодные условия — ткани, роспись, аппликация и подвесные элементы, которые прекрасно себя чувствуют в театре, на воздухе просто не выживут. Плюс на улице их могут задеть, оторвать, и это тоже нужно учитывать.

Как придумать оформление сцены

Как художник ты должен сразу все забыть, отрешиться и представить себе атмосферу события. Так образ огромной головы, внутри которой находится место для диджея, возник, когда я ехал за рулем по Подмосковью. Для меня эти три головы символизировали три грации.

Самые безумные оформления сцен, которые я видел? Я всякое повидал: и вода лилась, и гейзер бил на сцене, и с неба что-то сыпалось. Многие декорации меня поражали с точки зрения масштаба — как, например, на американских фестивалях. Когда человек приходит на такую площадку и видит эту огромную постройку, он испытывает чувство трепета, чувствует себя пылинкой в космосе. Монументальное оформление именно на это и рассчитано.

У нас в стране нигде не готовят декораторов-оформителей для шоу-бизнеса. Это проблема

Как устроен рабочий процесс

Все начинается с эскиза, идеи, визуализации. Когда он концептуально утвержден, разрабатывается 3D-модель, идет проработка элементов и согласование с другими участниками процесса, которые отвечают за свет, видео, звук, пиротехнику, спецэффекты.

Только после этого сценическая конструкция поступает в инженерный отдел. Там она разбивается на несколько частей — что-то связано с электрикой, что-то — с декорациями одного комплекса, что-то — с декорациями другого комплекса. Работа делится на нескольких инженеров, которые уже передают чертежи элементов в производство.

Дальше сварочные цеха изготавливают несущие конструкции, цех по полимерам занимается подготовкой обшивки этих конструкций, бутафоры — изготовлением разного рода масштабных элементов. Дальше в монтажно-сборочном цеху из всех этих компонентов собирают отдельные элементы декорации. Оттуда их везут на площадку, где их устанавливает монтажная группа. Получается такой большой тетрис.

Стоимость проекта считается после того, как согласован концепт-эскиз. Составляется драфтовый кост. Более детальный бюджет — когда готова 3D-модель. Он, конечно, может корректироваться по ходу проекта. По разным причинам — например, экстренно возникла необходимость заменить какие-нибудь элементы прокатного оборудования. Но еще на начальном этапе он понятен процентов на 90. И процентов на 100 — перед выездом на площадку. От состояния «чистое поле» до появления готовой сценической конструкции проходит приблизительно две с половиной недели.

Вы спрашиваете: «Это миллионы? Десятки миллионов?» — но затраты могут быть любыми

Сколько это стоит

Затраты колоссальные. В них входит не только закупка материалов, но и логистические статьи расходов, работа персонала, обеспечение творческого процесса работы дизайн-студии и вплоть до своевременной доставки питьевой воды. Вы спрашиваете: «Это миллионы? Десятки миллионов?» — но затраты могут быть любыми, далеко не все наши проекты такого масштаба, как Alfa Future People. Порой и с небольшими бюджетами получаются очень эффектные декорации.

Насколько высока конкуренция в нашем бизнесе? Скажу так: работы всем хватает, тем более в Москве. Мы не зацикливаемся на фестивалях электронной музыки, прелесть нашей работы в том, что мы делаем оформление различного характера — это может быть презентация, форум, концерт. Мы работали, думаю, на всех московских театральных и концертных площадках. Сейчас делаем параллельно два спектакля — для «Геликон-оперы» и Балета Москвы. Постоянно нужно переключаться, а значит, мозги не успевают закостенеть.

Share Share Tweet

Читайте также: