Как устроена профессия букера

Организация больших музыкальных фестивалей — трудное и трудоемкое дело, требует усилий многих профессионалов: от художника сцены до артистов. В преддверии лета совместно с Miller мы встретились с букером и музыкальным куратором Ритой Даниловой и расспросили ее о проблемах в профессии, востребованности музыкантов и российской специфике.

О пути в профессию и необходимых качествах

В 2002 году я проводила много времени на модном на тот момент форуме Jungle.ru, где и познакомилась с DJ Trace и DJ Negative. Мы подружились, и я организовала их выступление в Санкт-Петербурге. После этого было еще несколько концертов, и все закрутилось само собой.

Важно разбираться в музыке, следить за трендами, уметь находить творческий и нестандартный подход к делу, уметь убеждать. Как и в любой другой профессии, важно обладать профессионализмом. Профессионалов в музыкальной индустрии чрезвычайно мало, поэтому вы сразу же будете выделяться. Важный момент: я считаю, что профессионализм — это скорее врожденное качество.

О стоимости выступления

В первую очередь она определяется самим артистом. Далее промоутер выходит к нему со своим предложением, отталкиваясь от реалий рынка, что включает в себя и цену на билеты, и среднюю посещаемость мероприятий. После этого команда артиста решает, согласна она на такое предложение или нет. То есть цена формируется в результате поиска баланса между интересами артиста и промоутера.

У нас до сих пор существует заблуждение, будто бы в Россию артисты приезжают исключительно за большие гонорары. На самом же деле к нам чаще едут либо за стандартную, либо даже за меньшую, чем рыночная, цену. Даже если большой гонорар оправдан с точки зрения логистики: чтобы доехать, например, до Нижнего Новгорода, он потратит на дорогу из Европы столько же, как если бы полетел в Бразилию, а денег все равно заработает меньше, чем в Бразилии. Не говоря уже о том, что если он летит в Бразилию, то у него как минимум несколько дат в туре, в Россию же он приедет на одну-единственную. Думаю, говорить о том, что это невероятно тяжело физически, не надо. Неудивительно, что желания совершать такие путешествия у исполнителей все меньше и меньше. Кроме того, артисты ведь зарабатывают не только на гастролях, но и на продаже альбомов, и концерты их интересуют прежде всего там, где эти продажи высокие. У нас же за музыку пока платить не привыкли.

О востребованности музыкантов

Менеджмент компаний не зря вливает большие деньги в продвижение музыкантов. Это и медиа, и радио — инструменты, которые создают ореол успешности. Другой вопрос, что на то, чтобы определить, в какой момент группа сможет отбить затраты и собрать нужное количество посетителей, требуется не просто знание рынка, но и опыт.

То, что гремит на Западе, приходит в Россию, в среднем, через два года. Помню, когда я предложила Drake организаторам одного российского фестиваля три года назад, на меня удивленно посмотрели и спросили: «Кто это?». А ведь Drake уже тогда был очень популярен в США. С другой стороны, нужен ли Drake центральной части России? Опытные российские промоутеры знают, что возить популярных на Западе музыкантов чаще всего никому не надо, и это априори потерянные деньги.

Однако среди как артистов, так и промоутеров часто попадаются таланты, которые без опыта и без классической схемы вдруг становятся успешны. Но это скорее исключение из правил.

О проблемах

Цель музыканта — максимально хорошо выступить. Цель промоутера — заработать на этом. Вот в этих точках соприкосновения и возникают проблемы. Если артист путешествует со своим продакшеном, в который вложены деньги, цена за выступление повышается, если же ответственность за продакшен на промоутере, его бюджет увеличивается — и, соответственно, риски тоже.

Помимо этого, есть также стоимость логистики музыкантов, которая в России почти всегда непростая; подтверждения артворков, необходимых им в честь, например, выхода альбома, но которые не всегда актуальны для промоутера; различные элементы промо, которые интересны промоутеру, но абсолютно неинтересны артисту. В России долгое время были очень популярны видеоприглашения, которые музыкант записывает для анонса концертов. Они давно доказали свою неэффективность, артисты, конечно, делать этого не любят. Но молодые промоутеры продолжают делать на них ставку как на чуть ли не самый эффективный инструмент пиара.

О российской специфике

Кризис в стране, разумеется, негативно влияет на эмоциональный фон не только посетителей, но и промоутеров. Музыкальную индустрию не поддерживают ни на государственном, ни на коммерческом уровне, ни в виде административной, ни в виде спонсорской помощи. Был момент, когда Россию рассматривали как очередной растущий и развивающийся рынок, такой же, каким сейчас является Индия или страны Южной Америки. Но в один момент российский рынок просто перестал быть интересен моим иностранным партнерам. Даже последнюю успешную большую площадку в Санкт-Петербурге хотят закрыть из-за строящегося недалеко стадиона.

Участники рынка не хотят дружить между собой. Здоровая конкуренция и сосуществование абсолютно не культивируются промоутерами, нет ощущения, что всем хватит пирога, зато до сих пор поддерживаются настроения, что нужно как можно больше отжать, сделать своим, не дать другому — все это неотъемлемая часть не только российского шоу-бизнеса, но и российского рынка в целом.

Российский рынок просто перестал быть интересен моим иностранным партнерам. Даже последнюю успешную большую площадку в Санкт-Петербурге хотят закрыть из-за строящегося недалеко стадиона.

О популярных российских музыкантах

Из тех, что добились максимального признания за рубежом, — это Arty, Proxy, Юлия Говор, Matisse & Sadko, Нина Кравиц, Tripmastaz. За последние пару месяцев я заметила положительную тенденцию в абсолютно разных музыкальных стилях. Я постоянно слышу новые имена: в техно это Никита Забелин, в электронике — Volac, Tyoma, в бейсе — Dropzone. И, раз уж наша страна стала на путь концентрации на своей собственной культуре, было бы здорово, если бы музыкантам давали гранты, стипендии, пособия, что давно применяется в ряде успешных стран, богатых на таланты, таких как Швеция и Австрия.

Share Share Tweet

Читайте также: