Как стать
оператором на фестивалях

Виктор Гуров рассказывает, как не утонуть в грязи после дождя, поймать эмоцию зрителей и снимать AC/DC

Работа оператора на фестивалях, где много посетителей, очень трудная и стрессовая, а из-за большой конкуренции приходится постоянно бороться за проекты. Для совместного проекта с Miller Alcohol Free мы попросили оператора-постановщика Виктора Гурова поделиться секретами профессии. Он начинал со съемок скейт-видео и экстремального спорта, а последние два года работает на живых выступлениях.

Зачем нужен видеорежиссер на концерте

Мы транслируем концерты, снимаем то, что вы видите на больших экранах на площадке, лайвах в фейсбуке или по телевизору. Я оператор-постановщик, слежу за работой своей команды на площадке и даю каждому задачи. Допустим, на концерте работают четыре камеры плюс квадрокоптер. У первого оператора задача брать общие планы и показывать атмосферу. У второго — крупные планы и эмоции людей, он снимает удивленные, радостные, счастливые лица. Где-то кто-то всплакнул — это тоже эмоции, их нужно запечатлеть. Или, например, на Alfa Future People был установлен большой экран, на котором показывали влюбленных — так называемый Love Cam. Пары целовались, и это нужно было успеть заснять.

Что может пойти не так? Оператор камеру перевел не вовремя, а видеорежиссер ее вывел

Что делает видеорежиссер

Видеорежиссер нарезает картинку в прямом эфире. Перед ним находится пульт, на который выводится изображение со всех камер, он в режиме реального времени занимается нарезкой. Это очень стрессовая и ответственная задача, ошибаться нельзя. Что может пойти не так? Например, оператор камеру перевел не вовремя, а видеорежиссер ее вывел.

Самый впечатляющий опыт

Мой самый сложный концерт был в 2012 году — выступление AC/DC в Гданьске на летном поле. Начался концерт с того, что на огромный экран вывели изображение поезда, который как будто приближался к зрителям. Когда поезд достиг сцены, на вытянутом в зал подиуме взорвались файеры. В самом конце площадки откуда-то возник Ангус Янг и прошел своей незабываемой походкой по всему подиуму на сцену — а после группа начала играть.

Я оператор-постановщик, слежу за работой своей команды на площадке и даю каждому задачи

В перерывах между песнями музыканты перемещались по подиуму со всем оборудованием. Во-первых, за этим нужно было уследить. Во-вторых, режиссер просто вешался, чтобы в кадр не попали рабочие, которые переставляли аппаратуру. Он постоянно командовал операторам, что им нужно отдалиться или приблизиться. А после трансляции режиссер аплодировал операторам стоя, потому что все четко выполняли указания и показали хороший уровень.

Оборудование

Для прямой трансляции нужна ПТС (передвижная телевизионная станция. — Прим. ред.) — как правило, это машина с пультами, откуда всем управляют. Нужны вышки, краны для камер, сами камеры, тележки для техники, микрофоны — очень и очень много всего. В основном оборудование арендуется, потому что оно стоит как самолет.

Как готовится трансляция

За неделю-две до мероприятия пробно готовят технику. ПТС выезжает на место. Проверяют количество шнуров. Изменяют расстояние. Выставляют операторские точки. Если самой сцены еще нет, выставляется примерное расположение сцены. Все камеры подводятся к ПТС. Все микрофоны тоже ставятся и подводятся, чтобы можно было записывать звук с нескольких точек.

Провода прячут в лунки — закрывают пластиковыми коробами, чтобы зрители не задевали их ногами. Все оборудование проверяется, делается пробный прогон, картинка с каждой камеры выводится на монитор режиссера, он делает тестовую нарезку. После этого ПТС уезжает, ее используют где-то еще. За день-два до концерта все оборудование подвозится снова — и снова тестируется. В этом участвует весь персонал от операторов до ответственных за трансляцию людей.

Сложности

Они бывают совершенно неожиданными. Например, в этом году на Alfa Future People прошли дожди и было много грязи — это мешало двигаться и осложняло работу.

Может ли в самый ответственный момент выйти из строя техника? Вообще, перед выездом вся техника проверяется, поломка может случиться, разве что если ее водой зальет. Но на случай плохой погоды технику закрывают кофрами, которые закрепляются липучками и позволяют работать в дождь.

Какие еще бывают сложности? Например, вы ловите эмоции, а их нет. Можно попытаться расшевелить человека: улыбнуться ему, помахать рукой, чтобы он тоже улыбнулся и помахал в ответ.

Сотрудники

У нас около 10 постоянных сотрудников. Операторы — это в основном фрилансеры. Что отличает хорошего оператора? Умение сделать нужную картинку. Чтобы держать камеру в руках и понимать, что ты делаешь, образование не нужно. Многие учились, снимая на улицах. Нужно просто начать. Все мое образование — это 12 лет практики. Шаг за шагом ты учишься делать более сложные вещи — как в спорте. Конкуренция очень высокая. Это высокооплачиваемая деятельность, поэтому идет постоянная борьба.

Конкуренция очень высокая. Эта высокооплачиваемая работа, между операторами постоянная борьба
Share Share Tweet

Читайте также: